- Самолет Боинг-727 (Boeing-727)
Самолет Боинг-727 (Boeing-727)
В 1956 году фирма "Боинг" начала разработку нового варианта пассажирского самолёта для авиалиний средней протяжённости, получившего обозначение Боинг-727.
В сентябре 1959 года утверждён вариант с 3 турбореактивными двигателями (ТРД) в хвостовой части фюзеляжа и Т-образным оперением. Такая компоновка позволяла снизить уровень шума в салоне и получить аэродинамически чистое крыло. Так как самолёт предназначался для эксплуатации в аэропортах с длиной ВПП 2000-2500 м, большое внимание при проектировании уделялось механизации крыла. Впервые в мире применены трёхщелевые закрылки. Впервые на пассажирском самолёте фирмы "Боинг" было установлена вспомогательная силовая установка (ВСУ), что дало независимость от наземных источников питания.
Рабочее проектирование началось в конце ноября 1960 года после получения заказов от американских авиакомпаний на 80 самолётов. Изготовление первого прототипа было завершено в ноябре 1962 года. Впервые он поднялся в небо 9 февраля 1963 года с заводского аэродрома в Рентоне. В конце декабря того же года самолёт был сертифицирован. Первый рейс с пассажирами из Майами в Вашингтон состоялся 1 февраля 1964 года.
Боинг-727 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Крыло стреловидное (32° по линии четвертей хорд). Механизация крыла состоит из предкрылков и трёхщелевых закрылков. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3 ТРД Прэтт-Уитни JT8D-7 (JT8D-9, JT8D-11, JT8D-15, JT8D-17), расположенных в задней части фюзеляжа (2 на пилонах и 1 в фюзеляже). Самолёт оснащён комплексом авионики фирм "Коллинз" или "Ханиуэлл" (с 1994 года на грузовых самолётах американской авиакомпании "ФедЭкс" устанавливается цифровой комплекс EFIS фирмы "Роджерсон Кратос").
Серийное производство продолжалось до августа 1984 года. Всего изготовлено 1831 самолёт всех модификаций. Подсчитано, что к концу 1984 года находящиеся в эксплуатации по всему миру Боинги-727 перевозили 13 млн. пассажиров ежемесячно.
Боинг-727 поставлялся на экспорт в Австралию, Алжир, Великобританию, Испанию, Италию, Канаду, Ливию, Нидерланды, Португалию, Францию, ФРГ, Японию. Во второй половине 60-х годов он был самым массовым пассажирским самолётом. Долгое время он оставался самым распространённым реактивным пассажирским самолётом в мире.
В 80-х годах он уступил лидерство Боингу-737. В конце 80-х - начале 90-х предпринимались попытки модернизировать самолёт: заменить три двигателя на два более современных и более мощных, сократить лётный экипаж до 2 человек, установить на концах консолей крыла вертикальные аэродинамические поверхности.
В начале 90-х годов самолёты семейства Боинг-727 начали приобретаться авиакомпаниями стран СНГ.
Модификации самолёта:
Боинг-727-100 - первый серийный вариант. Отличался двигателями Прэтт-Уитни JТ8D-1. Первый полёт 9 февраля 1963 года. В 1963-1971 годах изготовлен 571 самолёт.
Боинг-727-100F (Боинг-727-100C) - грузовой (грузопассажирский). Отличался большой грузовой дверью размером 2,18х3,4 м. В 1963-1971 годах изготовлено 164 самолёта.
Боинг-727-100QC - конвертируемый (проект).
Боинг-727-100QF - грузовой. Отличался двигателями фирмы "Роллс-Ройс".
Боинг-727-200 - с удлинённым на 6,1 м фюзеляжем (2 вставки по 3,05 м перед и за крылом). Первый полёт 27 июля 1967 года. Сертифицирован 30 ноября 1967 года. В 1967-1972 годах изготовлено 310 самолётовБоинг-727-200Adv (Advanced) - с увеличенной дальностью полёта. Отличался усиленной конструкцией планёра, двигателями JT8D-9A (JT8D-15, JT8D-17, JT8D-17R) с реверсом тяги, дополнительным топливным баком, составом оборудования. В 1972-1983 годах изготовлено 950 самолётов.
Боинг-727-200F Advanced - грузовой. Отличался грузовой дверью, увеличенным объёмом салона. В 1983-1984 годах изготовлено 15 самолётов.
Боинг-727-300 - модернизированный (проект).
Летно-технические характеристики для модификаций Боинг-727-100 / Боинг-727-200:
Двигатели: JT8D-7 / JT8D-11
Взлётная тяга, кгс: 3х6355 / 3х6800
Размах крыла, м: 32,92 / 32,92
Длина, м: 40,59 / 46,69
Высота, м: 10,36 / 10,36
Площадь крыла, кв.м: 153,3 / 153,3
Масса пустого, т: 39,8 / 44,0
Масса взлётная нормальная, т: 76,7 / 78,0
Масса посадочная, т: 64,6 / 70,1
Запас топлива, л: 29070 / 29070
Коммерческая нагрузка, т: 16,2 / 17,4
Число пассажиров, чел.: 106-125 / 134-155
Крейсерская скорость, км/ч: 960 / 890-965
Дальность полёта максимальная, км: 5000 / 3965
Практический потолок, м: 12800 / 10000
Длина разбега, м:
Экипаж, чел.: 3 / 3
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.